СПб ГБУ СОН ЦСПСиД Калининского района

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга"

Отделения Центра

Статьи по актуальным вопросам воспитания детей

23 июня 2020

Как воспитывать дочку: советы для пап

Как воспитывать дочку: советы для пап, изображение №1
 

Почему-то нередко роли отца в воспитании дочери не придают особого значения. Раз ребенок женского пола, то и его воспитанием должна заниматься мама. Однако отец играет в жизни девочки не меньшую роль, нежели мать. От мужчины зависит не только общее развитие малышки, но и ее умение общаться с мужским полом в будущем. И это только малая часть того, что отец просто обязан дать своей дочери.

Но зачастую на практике можно столкнуться с тем, что отцы не проявляют заинтересованности в воспитании дочери, так как попросту не знают, как это делать. Хотим дать папам несколько советов, которые помогут им взять верный курс и направят в нужное русло в решении такого непростого вопроса.

  1. Участие в воспитании должно быть равным. Многие мужчины действуют по какому-то нелепому стереотипу: раз родилась дочь — значит, ее воспитанием в полной мере должна заниматься женщина (якобы они с малышкой разного пола, и ничему полезному отец ее не научит). Безусловно, основная часть знаний должна передаваться дочери от мамы. Это и правила поведения, и основы гигиены, и азы пользования косметикой, и многое-многое другое. Но ведь это вовсе не значит, что отец может совсем забыть о воспитании, отдав его полностью в руки жены. Именно в процессе взаимоотношений с отцом девочка учится налаживать контакт с противоположным полом, а само поведение папы, его отношение к дочке служит для нее неким «идеалом», согласно которому в будущем она будет оценивать поступки мужчин. Поэтому в воспитании малышки, безусловно, важна как роль матери, так и роль отца.
  2. Отец должен занять позицию «справедливого отца». У мужчин обычно вырабатывается две модели поведения с дочерями. Первая — это всеобъемлющее потакание малышке: отец сделает для своей крохи все, что ей только потребуется. Но со временем, осознав свою власть над папой, девочка, скорее всего, начнет этим пользоваться. Разумеется, ни к чему хорошему такое поведение не приведет. Вторая модель поведения — это «строгий папа», требующий полного и безоговорочного послушания. Именно такими отцами матери и пугают детишек («Сейчас придет папа, он тебя накажет»). В этом случае ребенком движет исключительно страх. Поэтому лучше всего занимать нейтральную позицию («справедливый папа»). То есть, когда нужно — пожурить, объяснить, что не так, когда нужно — похвалить.
Как воспитывать дочку: советы для пап, изображение №2
 

3. Нужно выстроить с дочкой доверительные отношения. Дочь должна быть уверена, что она в любой момент может прийти к папе, поделиться проблемами, спросить совета, а отец ее обязательно выслушает. Опасаясь, что мама (так как это присуще некоторым женщинам) начнет излишне драматизировать, девочки предпочитают обращаться за помощью именно к отцам. А чтобы дочка была уверена, что разговор останется между ней и папой, строить доверительные отношения с ней необходимо с малых лет: не нужно отказывать ребенку во внимании, ссылаясь на занятость, смеяться над неудачами; надо радоваться ее успехам, переживать вместе с ней — все это позволит заслужить скорое расположение малышки.

Как воспитывать дочку: советы для пап, изображение №3
 

4. Играйте с дочкой! Большинство дочкиных игр кажутся отцу «не мужскими»: куклы, посуда, коляски, наряды, бусинки и бисер рассматриваются папой как «девичьи забавы». Ну как взрослый мужчина может в этом принимать участие?! Стеснение, нежелание проявить слабость заставляют отцов отказываться от игр с дочкой. А ведь в этом, по сути, нет ничего зазорного. Необходимо выбросить из головы все эти стереотипы, взгляды со стороны, стыд. Да и необязательно играть с дочкой именно в «девичьи» игры, ведь кроме них есть еще множество развлечений (кубики, мозаика, пазлы, рисование и т. д.). Смастерите домик для ее кукол, соберите из конструктора жирафа, научить ее играть в шахматы. Главное — не отказывать малышке в игре.

5. Учитесь ухаживать за девочкой. Довольно часто отцы, перекладывая на жен все «женские» обязанности по уходу за дочкой, потом остаются заложниками отсутствия знаний и умений. Прически, маникюр, мода, одежда — во всем этом мужчины разбираются слабо. В итоге, когда дочь начнет что-то рассказывать об интересующих ее «женских» вещах, отец смело отправит ее к матери. Но ведь совсем необязательно погружаться в этот мир с головой — достаточно знать базовый минимум. В противном случае у девочки может сложиться неверное представление, что к отцу бессмысленно подходить, рассказывать, спрашивать.

Приведем в пример банальную ситуацию: мама пошла по делам, отец остался дома с дочкой. Это требует элементарных знаний о том, как заплести ей косы, во что одеть, каким шампунем вымыть волосы и т. п. Поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы хоть немного разбираться во всех этих «женских» штучках (кстати, это может вызвать гордость у дочери за такого вот «продвинутого» папу).

Как воспитывать дочку: советы для пап, изображение №4
 

Но, пожалуй, самое главное в деле воспитания дочери отцом — желание. Желание сделать ее счастливой, желание участвовать в ее воспитании, желание дать ей все, что только потребуется. А как именно это сделать, сможет подсказать лишь родительское сердце.

Источник: портал для родителей «Я-родитель», психолог Владимир Мануленко

Кстати, предлагаем вам пройти интересный тест «Какой вы папа?» на портале — https://www.ya-roditel.ru/parents/tests/papa.php


Как уберечь от беды доверчивых и искренних подростков?

Как уберечь от беды доверчивых и искренних подростков?, изображение №1
 

Мы привыкли, что слово «подросток» ассоциируется с активными, дерзкими, демонстративными, конфликтными молодыми людьми. Кажется, что подростковый период связан с постоянными противоречиями и проблемам. Однако существуют совсем другие дети: доверчивые, искренние, уверенные в доброте окружающего мира. Это прекрасно, но такие подростки, как правило, не могут отличить ложь от правды, постоять за себя, вовремя сказать «нет». Быть добрым и доверчивым опасно. Таким детям нужна помощь.

До определенного возраста детям можно было что-то запрещать: доверчивому ребенку можно было установить ряд правил, которые он беспрекословно выполняет, но для тинейджера запреты не работают.

Опасности мира

Искренние дети, неспособные на ложь и предательство, верят, что весь мир такой же, и что никто не может их обмануть или обидеть. В силу возраста подросток стремится ко всему новому, хочет все узнать и попробовать, особенно если кто-то из сверстников советует это сделать. Ему интересны необычные люди, новая информация, жизненный опыт, а доверчивость не дает возможности фильтровать добро и зло, правду и ложь.

Осваивая мир, дети учатся взаимодействовать, разрешать конфликты, различать черное и белое. Чаще всего зло, предательство, измена, боль познаются на личном опыте. И тут либо подросток закаляется, либо принимает на себя зло. Не все дети справляются с подобным опытом, становясь жестокими и озлобленными. Они уверены в том, что это реальность мира. Кто-то справляется, фильтруя собственное общение с окружающими, а кто-то попадает в беду, так и не усвоив жизненного урока.

Дурное влияние

Чаще всего под дурное влияние попадают подростки, родители которых:

- излишне опекали детей;
- принимали решения, не учитывая мнение детей;
- постоянно руководили детьми, не формируя самостоятельность;
- не включались в жизнь ребенка, не интересовались его внутренним миром.

Подросток не умеет самостоятельно принимать решения, но возраст диктует ему приоритетность мнения сверстников и стремление к новому.

Опасность может подстерегать везде:

  • Интернет и ТВ. Современное телевидение настолько переполнено жестокостью и пошлостью, что создает ощущение нормальности этого состояния. Фильмы пестрят наркотиками и убийствами, ток-шоу обсуждают измены и власть денег. Этого так много, что кажется, что так живут все. И если ты так не делаешь, значит, ты другой.
  • Реальное общение. Подростки стремятся к лидерству и лидерам. Они познают себя и ищут свое место в жизни. Раньше им было комфортно под крылом родителей, но не сейчас. Реальное общение ему интересно, особенно если рядом кто-то, кто полностью отличается о самого подростка, имеет больший опыт. Не забывайте, что сладок именно запретный плод. Тяга ко всему запретному и неизвестному обусловлена генетически.

Ошибки родителей

Вы понимаете, что ваш ребенок несамостоятельный, но при этом искренний и доверчивый. Вы прекрасно понимаете, что он может попасть в беду, ведь вы не всегда будете рядом. Родители часто испытывают панику и совершают ошибки.

  1. Полный контроль и изоляция. Если нельзя всегда быть рядом с ребенком, значит, нужно быть уверенным в его безопасности. И ребенка закрывают дома, ограничивая жизнь маршрутом: школа – дом. Логика родителей – подрастет – успеет пообщаться. Однако полная изоляция приводит к замкнутости и уходу в виртуальный мир. Такой ребенок считается странным, он превращается в изгоя, что усугубляет его положение. Он никогда не научится противостоять миру, не станет самодостаточной личностью. Кроме того, виртуальный мир тоже несет в себе опасность. Обязательно найдется кто-то, кто «поймет» ребенка, привяжет к себе, а потом воспользуется его доверчивостью. Стоит вспомнить «синих китов» и подобные им группы.

2. Наказания. Ребенок часто совершает ошибки, на которых учится, накапливая опыт. И сам понимает, насколько прав или виноват в какой-то ситуации, однако часто родители не дают ему сделать собственные выводы. Каждое непослушание или проступок тут же подвергаются наказанию. Жестокость родителей порождает в ребенке страх и желание отстраниться от них.

3. Игнорирование. Некоторые родители считают, что дети быстрее познают мир, если будут самостоятельными. Может это и так, но жить без защиты очень сложно. Дети нуждаются в совете, поддержке, любви. Разочарованный одинокий подросток становится добычей социально опасных людей.

Как помочь подростку

Подростка не нужно ограждать от соблазнов и опасностей, его нужно учить противостоять им.

Во-первых, снимите табу с опасных тем: наркотики, секс, вредные привычки. Обсуждайте это с детьми, говорите честно и открыто, отвечайте на вопросы. Пусть ребенок узнает от вас о реальных последствиях некоторых поступков.

Во-вторых, будьте честными с детьми, проявляйте заинтересованность к их жизни, радуйтесь победам, поддерживайте при неудачах. Рассказывайте о себе. Взрослеющие дети ценят откровенность.

В-третьих, не читайте нотаций и не запрещайте. Высказывайте свое мнение относительно отдельных вопросов, но оставляйте выбор за ребенком. Говорите, что доверяете ему, верите в него. Однако доверие не означает отсутствие контроля.

В-четвертых, включайте ребенка в жизнь семьи, он должен осознавать свою значимость и нужность. Применяйте метод «без тебя никак».

В-пятых, не запрещайте ребенку общаться со сверстниками, лучше познакомьтесь поближе с друзьями ребенка.

Дорогие родители, вы воспитали доброго, душевного, доверчивого ребенка. Это замечательно, но теперь нужно приложить усилия, чтобы он смог сохранить свою искренность и доброту, справляясь с реальностью. Помогите подростку.

Источник: портал для родителей «Я — родитель», Светлана Садовникова


 

Как родителям реагировать на критику детей

  Детям свойственно подмечать мелочи, на которые взрослые не обращают внимания. Всем известно выражение «Устами младенца глаголет истина», и мы с умилением и смехом принимаем суждения наших детишек, тем самым поощряя их и дальше радовать нас своими наивными замечаниями. Но только когда эти замечания нас не касаются и не задевают за «живое», потому что слышать от сына или дочки критические замечания очень обидно.

Всему есть причины

Ребенок растет, и вместе с ним растет его стремление к самоутверждению. Не имея своего мнения продолжительное время, сейчас он настойчиво укрепляет свои позиции в семье, всеми способами пытаясь показать свою значимость.

Нередко в критике детей виноваты сами родители, которые употребляют выражения типа «какая же я толстая», «вечно я все теряю», «я бестолковая». Если мама сама так говорит о себе, то это не вызывает сомнений. Стоит ли удивляться, что однажды ребенок повторит эти выражения, ни в коем случае не желая обидеть. Он просто повторяет не раз услышанное.

Когда родители и другие родственники критикуют друг руга в присутствии ребенка, то рано или поздно к всеобщей критике присоединится и ваш ребенок, который просто посчитает такое поведение нормой. Если родители постоянно подвергают критике ребенка и его действия, то в скором времени нужно ждать «ответного хода».

За критическими замечаниями ребенка может скрываться желание привлечь к себе внимание. Это происходит тогда, когда ребенок испытывает дефицит общения, внимания, ласки.

Как реагировать на критику

В первую очередь, нельзя обижаться и резко обрывать ребенка. Такое поведение может навсегда отбить у него желание высказывать собственное мнение, а также спровоцировать конфликт, грозящий перейти в противостояние сторон, из которого не так просто будет выйти. Тут поможет разговор, где вы скажете, что вас обидело, а что заставило задуматься.

Выслушивая критику от своего ребенка, не позволяйте переходить границы. Ситуации, когда маленькие дети критикуют стиль одежды родителей или высказываются о размере их зарплаты, — недопустимы. Объясняйте детям, где здоровая критика, а где уже хамство.

Ребенок не сразу решается хамить, поэтому при первых попытках «высказать свое мнение», объясняйте, как правильно это сделать.

Правила критики

Критиковать можно и нужно, ребенку это даже полезно. Необходимо донести до чада, что критика не имеет цели кого-либо обидеть. Суть ее в том, чтобы обратить внимание человека на те или иные недостатки. Объясните ребенку простые правила критики, которые сами взрослые также должны соблюдать.

Правило 1. Нельзя обижать человека. Пробуй ставить себя на его место. Учись деликатно говорить о том, что не нравится. Не используй грубые и оскорбительные слова. Помни, что близкие люди, делая замечания, хотят помочь.

Правило 2. Критикуй наедине. Каждый раз, делая замечание ребенку, напоминайте, что вы не стали делать этого при всех. Ребенок должен усвоить это правило на примере вашего отношения к нему.

Правило 3. Надо иметь свое мнение, а не «срисовывать» чужую точку зрения. Оно не всегда совпадает с общим: одни и те же поступки можно расценивать по-разному.

Правило 4. Критикуя, обоснуй. Очень важно учить детей доказывать свое мнение. Если ребенок уверен в своих словах, то он обязательно найдет подтверждение сказанному.

Правило 5. Принимай критику. Если в чужих словах кроется истина, то это повод задуматься.

Правило 6. Не критиковать в ответ. Как бы не хотелось сказать в ответ: «а ты…», делать этого нельзя. Критика – не повод для конфликта.

Критика из уст ребенка не всегда воспринимается адекватно. Иногда она вызывает улыбку, иногда гнев или обиду. Но это всегда повод подумать.

Источник: портал «Я родитель», психолог Светлана Садовникова


 

Если в семье единственный ребенок

Если в семье единственный ребенок, изображение №1
 

В России за последние годы возросло количество семей с единственным ребенком. Причин этому множество: и нестабильная экономическая ситуация в стране, и материальное положение жителей, и тенденция к построению карьеры у женщин, и позднее материнство. Существует стереотип, что единственные дети избалованы и эгоистичны, не приспособлены к жизни и им трудно общаться с людьми. Так ли это?

Плюсы «единственности»

Единственные дети получают больше любви и внимания родителей, которые проявляют повышенный интерес к ребенку и к его переживаниям. Согласно современным исследованиям, единственные дети опережают своих сверстников по речевому развитию – они рано начинают говорить, так как родители уделяют им максимальное количество времени. Родителям хватает сил, ресурсов и времени на развитие способностей одного ребенка.

Наиболее часто встречающаяся проблема, возникающая в многодетных семьях, это — ревность и соперничество детей. Так вот, у единственного ребенка нет этой проблемы, а значит, он растет более эмоционально устойчивым, с высокой самооценкой, так как его не сравнивают с другими детьми. За счет того, что ребенок общается преимущественно со взрослыми людьми (своими родителями), он легко находит общий язык и с другими взрослыми, умеет аргументировано отстаивать свое мнение. Чувство одиночества в семье единственный ребенок переживает легко, а не болезненно, в отличие от тех, кто растет не один и считает себя обделенным вниманием.

Минусы

Единственные дети часто чрезмерно опекаемы, и повышенное внимание родственников воспринимают как должное, требуя помощи даже там, где справятся сами. Постепенно дети привыкают к тому, что за них все делают родители, и соответственно, вырастают неприспособленными к взрослой жизни.

Нередко папы и мамы через детей пытаются осуществить свои мечты и желания. И если в многодетной семье можно старшего отправить на рисование, потому что папа несостоявшийся художник, а младшего – на музыку, потому что мама всю жизнь мечтала играть на скрипке, то в семье с одним ребенком именно ему придется отдуваться за обоих родителей и учиться и рисовать, и играть на скрипке, и гонять мяч на футбольном поле. К сожалению, именно на единственного ребенка чаще всего возлагают большие надежды. В итоге слишком сильная нагрузка на ребенка может иметь негативные последствия.

Когда в семье много детей, то они сами находят себе развлечение – сегодня один из них доктор, а остальные – его пациенты, завтра они организовывают свой магазин, а послезавтра играют в школу. Когда ребенок растет один, ему сложнее найти партнера для сюжетно-ролевой игры, тогда как именно этот вид деятельности является ведущим в возрасте 4-7 лет. Если в вашей семье растет один ребенок, уделяйте внимание таким играм, позволяйте малышу побыть вашим учителем, доктором или продавцом. Это крайне важно для его развития!

Единственным детям тяжелее находить общий язык со своими сверстниками, так как они не привыкли учитывать нужд и интересов других детей. В лексиконе единственного ребенка часто присутствуют «взрослые» слова, которые непонятны не только окружающим его детям, но и порой ему самому, а детские шутки трудно им воспринимаются — единственные дети в среде сверстников менее популярны.

Несколько рекомендаций

Если ребенок растет центром вселенной, то он просто не задумывается, что бывает по-другому. Родителям важно сохранять свое личное пространство и не делать ребенка смыслом жизни — тогда у него не будет шока от того, что в школе или детском саду не будут прыгать вокруг и удовлетворять каждое желание.

В современном мире есть огромное количество возможностей для социализации ребенка – секции, кружки, клубы раннего развития, детские сады, школы и даже простые детские площадки и игровые комнаты. Не имея большой семьи, малыш научится и делиться, и договариваться, и находить компромиссы, и уважать чужую собственность. Просто нужно уделять этому внимание.

Не важно, сколько детей растет в вашей семье – один или несколько, важно, сколько и какого внимания вы ему уделяете. Если вы нашли баланс, то никаких проблем у него не возникнет, даже если он будет расти без братьев и сестер.

Екатерина Головина, портал «Я родитель»


Комплексы из-за внешности. Как помочь ребёнку принять себя?

Самооценка наших детей напрямую зависит от того, как они относятся к своей внешности. Принять свой облик и жить с ним в мире не всегда удается даже взрослым, а подростки в этом вопросе особенно уязвимы. У детей признание себя непривлекательными происходит очень болезненно и может перерасти в серьезные комплексы.

Мы, взрослые, порой неосознанно, усугубляем ситуацию своими комментариями: «Ох, надо же, ушки лопоухие в бабушку, волосы не соберешь в пучок», «Может, хватит сладкого? Брюки новые еле сходятся!», «Да-а-а, ноги кривые, папины… Но ничего, у его сестры такие же, но замуж-то она вышла!». Все это еще раз доказывает нашим детям, что внешняя привлекательность жестко завязана на определенных внешних параметрах, определяя счастье и успех.

Причины появления комплексов

Комплексы не зависят от природных данных, возраста и одежды: чувствовать себя непривлекательными и некрасивыми могут и очень интересные внешне люди, и наоборот, малосимпатичные порой уверены в своей неотразимости. Так в чем же дело?

Специалисты утверждают, что у ребенка в первые годы жизни формируется бессознательное представление о своей привлекательности на основании настроения ухаживающих за ним людей — он связывает эмоции окружающих с собой.

Безусловно, мама любит малыша, относится к нему нежно и трепетно. Но это отдохнувшая мама! У уставшей и задерганной матери возможность убедить ребенка в том, что он ее раздражает, очень велика, как и приучить его проявлять агрессию и нетерпимость к самому себе.

Самовосприятие, сформированное малышом, весьма затруднительно впоследствии исправить!

Недовольство собственной внешностью актуализируется в подростковом возрасте. В это время появляются прыщи, меняется объем бедер и груди, черты лица могут потерять миловидность. Многие парни и девчонки не готовы к резкому изменению внешности и на свое отражение в зеркале смотрят с раздражением.

Некоторые дети, напротив, долго не меняются, и наблюдая за резкими преобразованиями своих одноклассников, тоже не радуются своему детскому внешнему виду.

Еще одна причина комплексов — появление эталона красоты. Кумирами, как правило, бывают модели, артисты, спортсмены — публичные люди. Правда, подростки сравнивают себя не с ними настоящими, а с их изображениями в глянцевых журналах или в интернете, не учитывая возможностей фотошопа и стилистов.

Большинство подростков придумывают себе недостатки и переживают по этому поводу.

Как помочь подростку полюбить себя

Все родители надеются, что подростковые комплексы по поводу внешности – явление временное и проходящее. Однако простого заверения, что все пройдет, будет недостаточно. Дети очень нуждаются в родительской поддержке, однако не нужно навязчиво и активно убеждать подростка в привлекательности. Действовать нужно очень осторожно.

  • Признав негативные чувства подростка, попробуйте поговорить с ним о том, что ему в себе по-настоящему нравится. И пусть это будут только «глаза как звездочки» или красивые крепкие ногти, эта маленькая часть создаст противовес негативным мыслям о своей внешности.
  • Рассказывайте ребенку о себе: что вам не нравилось в себе в юности, как вы с этой проблемой справились. Это придаст ему уверенности — он со своими переживаниями не одинок.
  • Отвлеките ребенка от внешности: найдите увлечение, перенаправьте активность на спорт, прогулки с собакой.
  • Отнеситесь серьезно к детским проблемам, покупайте вместе косметику, изучайте возможности современных препаратов, измените рацион, предложите варианты нового имиджа.
  • Учите ребенка принимать людей не по внешности, а по внутренним качествам. Некрасивые люди с «неправильной» фигурой добиваются не меньшего успеха, чем люди модельной внешности.
  • Не акцентируйте внимание на недостатках внешности ребенка, не унижайте его прозвищами или грубыми замечаниями.
  • Показывайте, как взрослые умеют подчеркивать свои достоинства, а как ищут возможность исправить или скрыть недостатки.

Детский психолог Гэрри Лэндрет сказал, что принятие важнее исправления, так как ребенок ориентирован на развитие. И если он чувствует родительскую поддержку и понимание, то сам разрешит проблему — даже серьезное недовольство своей внешностью.

Автор: Светлана Садовникова, портал «Я — родитель»


Почему дети испытывают нас на прочность?

Почему дети испытывают нас на прочность?, изображение №1
 

Дети – великие исследователи, и самый первый объект их изысканий – родители, которых они время от времени «проверяют на прочность»: не слушаются, делают «как будто назло», хамят. На самом деле, называть подобные поступки «проверкой на прочность» не совсем правильно, ведь ребенок таким образом решает собственные психологические задачи, которые различаются в зависимости от множества факторов: возраста ребенка, его социальной и семейной ситуации, индивидуальных особенностей. Но смысл такого поведения всегда один — проверка границ дозволенного. Дети рождаются, не имея никаких границ, и, взрослея, начинают определять их доступными им методами. Задача родителей в этом возрасте лишь следить за безопасностью их жизни и здоровья.

Про границы и не только

В младенческом возрасте ребенок не может делать что-либо назло, его мозг еще на это не способен. Навыки самоконтроля появляются лишь к 6-7 годам, требовать раньше от малыша соблюдать родительские запреты — требовать невозможного. Более того, способность осознавать последствия своих поступков тоже формируется не сразу — к 7 годам дети понимают последствия только для себя, в 12 — для окружающих, в 17 — для общества.

Но, к сожалению, не все родители это понимают. И когда ребенок начинает делать что-то, что неделю назад запрещалось, родители приходят в бешенство — как так, мы же говорили: «НЕЛЬЗЯ»? А он просто выполняет действие, которое удовлетворяет какую-либо его потребность — в познании, например.

При этом ребенку всегда нужно понимать, что дозволено, а что — нет, он как слепой котенок, который ползет наощупь и не понимает, куда ему ползти. Задача родителя — мягко направить ребенка, показать, где опасно, а где — нет. После фразы «делай, что хочешь» даже взрослый человек теряется и не знает, что делать, что уж тут говорить о ребенке.

Чтобы установление границ не превратилось в бесконечную конфронтацию, важно помнить, что вы с ребенком не равны, к тому же, вы не можете быть по разные стороны.

Про возрастные кризисы

Поговорим про кризис 3х лет и подростковый, так как они похожи друг на друга и напрямую связаны с установлением границ допустимого. К 3 годам ребенок не только уже осознает, что он — отдельный человек, а не часть матери, но и начинает понимать, что много чего он может сделать самостоятельно, не зря ведь этот кризис называют кризисом «Я сам». Ребенок хочет выполнять самостоятельно все действия — мыть полы, вызывать лифт, гулять с собакой. Этот кризис — именно про установление границ, ведь ребенок не только пробует, что он сможет, но и пробует идти наперекор родителям как раз для того, чтобы эти границы установить. Вы просите ребенка быть тише, а он специально кричит еще громче. Знакомо? Ребенку важно принимать первые самостоятельные решение, важно самому решать, кричать или нет. Чтобы трехлетка не превратил вашу жизнь в анархию, можно хитрить: просите его быть еще громче, когда вам нужно, чтобы он замолчал, и предлагайте никогда не есть, если хотите, чтобы малыш подкрепился.

Подростковый кризис — тот же кризис «Я сам», только про чувства. Подросток внезапно осознает, насколько огромен мир чувств и эмоций, он начинает видеть мир в других красках, меняется его тело, желания, появляются новые переживания. Все это его и пугает, и завораживает, он не знает, что со всем этим делать, и начинает прощупывать границы допустимого. Это могут быть как позитивные порывы, например, пойти заниматься музыкой, так и негативные — например, курить. Подросток мечется между субкультурами, значимыми людьми, теряется в огромном мире чувств… Он может хамить, прогуливать школу, обращать на себя внимание, но цель у него — установление границ. Прогуливать школу можно, но с разрешения родителей. Гулять допоздна можно, если ты предупредил, что задержишься.

Внимание! Не хватает внимания

Нередко «проверка на прочность» — это попытка привлечь к себе внимание. И здесь дело вовсе не в эгоцентризме ребенка, а в неудовлетворении базовой потребности в родительском внимании. Плач, крик, непослушание, хамство, поступки назло — так ребенок, уже отчаявшийся получить внимание своих родителей, использует проверенные способы. Обращаете ли вы внимание на ребенка, когда он один играет в комнате? Нет, вы радуетесь спокойной минуте и идете на кухню выпить кофе, пока ребенок занят. А что вы делаете, когда ребенок плачет или кричит? Конечно, обращаете на него внимание. Ребенок не испытывает вас на прочность, а хочет донести до вас простые вещи — ему вас не хватает! И тут многие родители отмахиваются, мол, и так избаловали, на море ребенка возим, телефон последней модели подарили, а ему внимание опять требуется! Но дело не в избалованности, а в качественном наполнении того самого пресловутого внимания. Кому-то нужно больше объятий в день, кому-то не хватает лишнего звонка по телефону, кто-то хочется сидеть вместе на кухне вечером и обсуждать прошедший день — это зависит от личностных особенностей ребенка и вашего семейного уклада и традиций.

Проверка на прочность никогда не несет в себе истинно деструктивных целей. Ни один ребенок в мире не хочет специально сделать родителю больно ради боли. Если он и причиняет ее, то только потому, что не нашел других способов удовлетворить свои потребности и построить границы в силу отсутствия опыта и необходимых ресурсов. Проверка на прочность — всегда звоночек родителю, что с ребенком что-то происходит, ему нужны ваша помощь и поддержка. Не воюйте с ребенком, помните, что вы — один союз, и цель у вас общая — помочь друг другу обрести гармонию в себе и в вашей семье.

Источник: Екатерина Головина, портал «Я-родитель»


Последовательность – главный принцип воспитания детей

Последовательность – главный принцип воспитания детей, изображение №1
 

Что же такое последовательность? Для детей это — соблюдение установленных взрослыми правил, для родителей — контроль за выполнением своих требований. Если следовать этому алгоритму, то отношения с ребенком станут более понятыми и гармоничными, а непослушание в семье будет встречаться реже.

Как создавать правила и что делать для их исполнения?

Выполнять обещания. Если что-то пообещали, то это непременно нужно исполнить: как хорошее, так и плохое. Четкие условия создают у ребенка ощущение безопасности и уверенности: он знает, какой результат получит от того или иного своего действия. Если пообещали ребенку поиграть с ним, то непременно поиграйте, даже если у вас мало времени. Если чувствуете, что не сможете — не обещайте. Если вы сказали трехлетке, что накажете его в следующий раз за этот поступок, то непременно накажите, даже если сейчас хочется пожалеть чадо.

Не менять требования. Если ребенку нельзя смотреть более трех мультиков подряд, то так должно быть всегда. Если нельзя есть шоколадку перед обедом, то не должно быть исключений и в этом правиле. А вот если вы сегодня позволяете съесть, завтра – нет, а послезавтра снова сдаетесь, то ребенок, естественно, будет требовать желаемое. Он искренне не понимает, почему вчера было можно, а сегодня нельзя, и действительно ли нельзя? Вы, вероятно, тоже это объяснить не можете.

Не пугать пустыми угрозами. Сколько раз на эмоциях каждый родитель говорил: «Еще раз так сделаешь, и я...» или «Больше никуда с нами не пойдешь», а затем забывал, жалел или уступал. Не надо пугать детей пустыми угрозами: ребенок видит, что вы, во-первых, не выполнили свое обещание (а значит, не все обещания надо выполнять), а во-вторых, не исполнили наказание, а значит, этот поступок можно повторить! Дети перестанут воспринимать всерьез ваши слова: они знают, что родители покричат, попугают и ничего не сделают.

Устанавливать границы. Последовательность — это не слепое следование вашим наставлениям и запреты. Это и разрешение. Безусловно, ребенок должен четко понимать, что ему можно делать, а что – нельзя. Нужно устанавливать такие границы, внутри которых — свобода действий, а вот выходить за рамки запрещено. Это касается как материальных вещей, например, ни при каких условиях нельзя брать в руки папин ноутбук, так и морально-нравственных: например, нельзя входить в комнату родителей, не постучавшись.

Синхронизировать родительские требования. Взгляды на воспитание должны быть едиными. Когда папа говорит «нет», а мама — «да», то ребенок, конечно, слушает того, кто одобряет его желания. Дети быстро приспосабливаются к обстоятельствам и ищут выгоду. Не дружите против папы или мамы, не растите манипуляторов.

Не нарушать общие для всех членов семьи правила. Конечно, правила для родителей и детей во всем не совпадают – это естественно, но какие-то требования должны быть общими: не сидеть за столом с телефоном, не смотреть целыми днями телевизор, не играть в игры больше часа в день, не произносить грубых слов и не кричать друг на друга. Особенно это касается семей с несколькими детьми – если одному ребенку перед сном можно играть в компьютерные игры, а другому – нет, ждите праведной истерики.

Наказывать соразмерно поступку. Наказание — неотъемлемый элемент воспитательного процесса, который должен быть соразмерен проступку: небольшие шалости влекут за собой строгое объяснение о недопустимости подобного поведения, впервые совершенный проступок — предупреждение. А неоднократные нарушения запретов надо пресекать наказанием, уважительным по отношению к ребенку. Любые наказания, в которых используется отрицание ребенка – не разговаривать с ним, сажать в одиночестве в другую комнату, не брать с собой на прогулку – вызовут только чувство отвержения самыми близкими людьми.

Обязательно принимайте чувства ребенка. Когда малыш не получает желаемое, он испытывает огромный спектр эмоций – раздражение, гнев, обиду, злость, грусть. Помните, что эти чувства очень важны, разрешайте ребенку их испытывать, проговаривайте вслух: «Я понимаю, что ты сейчас очень расстроился». Принятие чувств ребенка не обязывает вас выполнять его просьбу – да, он расстроен, что вы не купили ему новую игрушку, но вы действительно сейчас не можете это сделать по ряду причин.

В целом, для того, чтобы быть последовательным в воспитании, важно помнить, что вы всегда действуете, исходя из вашей родительской любви. Вседозволенность и анархия никогда не принесут плодов, так же, как и авторитаризм. Находите компромиссы, устанавливайте границы, учитесь осознавать собственные чувства и учите этому своих детей – так ваша семейная жизнь станет намного гармоничней.

Источник: Екатерина Головина, портал Я-родитель.


30 способов занять с пользой малыша (по методике Монтессори)

  1. Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем малышу подобрать и завинтить крышки.
 

2. Губка, детское мыло и посуда. Медленно показываем мастер-класс по мытью кастрюли и предлагаем карапузу помыть, например, чайник.

3. Любая крупа, щетка, совочек. Рассыпаем и подметаем!

4. Губка, поднос вода. Разливаем – вытираем!

5. Пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Делаем, например зайчика и морковку и скрепляем их между собой либо шнурком, либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей и играем в «покорми зайчика морковкой». И таких разнообразных игрушек можно сделать очень много.

6. Лоскутки разной текстуры (шелк, хлопок, шерсть). Обсуждаем: этот колючий, этот мягкий, а этот скользкий. Предложить на ощупь подобрать к ним пары.

7. Мелкие предметы (пуговицы, мозаика, шарики) бросаем в банку с водой и вылавливаем поварешкой или ложкой.

 

8. Мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Малыш вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их. Потом можно усложнять задание – сложить все предметы на букву «д». Так тренируются тактильные ощущения и можно выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки в словах.

9. Две тарелки, губка, лейка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим водичку из одной тарелки в другую.

10. Бисер, коробочки. Перемешиваем бисер сначала и просим разложить (по цвету или размеру) по разным коробочкам – сначала по 2-ум, потом в три коробочки и т. д.

11. Бусинки, желобок (сделать из шланга, н-р), блюдце. Делаем желобок-горку и скатываем бусинки по желобку в блюдце. Можно посоревноваться ребенком – чья бусинка докатится быстрее, и если ребенок догадается, что чтобы бусинка катилась быстрее, нужно увеличить угол наклона – это просто здорово!!!

 

12. Листки бумаги. Делаем оригами! Ведь мять, складывать или рвать бумагу – это также развитие ловкости рук и мелкой моторики. Так же оригами развивает пространственное воображение, учит читать чертежи, развивает творческие способности.

13. Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке. Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику.

14. Любые фигурки с дыркой для нанизывания на шнурок;

15. Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин или мягкую глину.

16. Банка с отверстиями в крышке – через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.

17. Мешочки с бобами, фасолью – можно пересыпать или сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки и просить малыша найти;

18. Канцелярские кнопки и пенопласт.

19. Форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши до года пусть вынимают ягодки пальчиками.

20. Пусть малыш сядет в свой стульчик, надсыпьте ему на столик муку - пусть "рисует" пальчиком, палочкой, кисточкой.

21. Поднос, манка и фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает их в баночку. Покажите, как можно отсеять с помощью сита манку, а фасоль останется в сите.

 

22. Небольшая коробка без крышки и прищепки. Если малыш совсем маленький, сами нанизываем прищепки по периметру коробки, а он пусть снимает. Деткам постарше можно показать, как "пристегивать" прищепки, и они будут стараться сами.

23. Магнит (желательно покрупнее), и разные предметы- металлические и нет. Малыш проверяет, что примагничивается, что нет.

24. Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш "взбивает" пену.

25. Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает "правильную" крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.

26. Разбираете посудомойку? Пусть ребенок сам вытащит из корзинки ложки и вилки, только остерегайтесь острых предметов.

27. Высокий пластиковый стакан или ваза с водой, разные небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки, пробки, шарики из фольги. Пусть малыш бросает предметы в воду и наблюдает, какие тонут, а какие - нет. Комментируйте: тяжелый, легкий.

28.Достаем запасливо припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать – на полосы или кусочки - и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а потом тянем в разные стороны. Моему сыну больше всего нравится заключительная часть этого действия – бросание клочков вверх со словами: «Осень наступила!». Потом вместе весь этот листопад собираем.

 

29. Пластилин спешит на помощь! Не будем заниматься лепкой всерьез. Просто сначала помнем его в руках – совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в него все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы и бобовые и прочая.

30. Шнуровать, открывать- закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Приносим груду вещей и устраиваем тщательный обыск.

И помните, один из самых важных принципов Марии Монтессори - не помогайте ребенку, пока он сам не попросит!!!! Пусть не все получается сразу, для ребенка ценно то, что он сам смог, а не результат, полученный мамой! Соблюдайте технику безопасности - не оставляйте ребенка с мелкими предметами без присмотра.

 

Как быть спокойными при воспитании детей: полезные советы родителям

 

Все на определенном этапе жизни хотят изменить мир. Все хотят вырастить лучших детей из когда-либо существовавших на Земле. Все собираются никогда не повторять ошибки своих родителей. А потом появляются дети.

И все начинают чувствовать себя глупыми и беспомощными. Оставаться спокойными родителям сложнее, чем всем остальным людям. И для этого нет специального справочника. Однако есть советы, которые могут изменить способ воспитания детей и внести в окружающий мир такие желанные изменения:

1|| Не спешить говорить «нет». Часто родители отвечают отказом, даже толком не дослушав, чего хочет ребенок. Но такие необдуманные «нет» образуют порочный круг, и любые «да» и «нет» со временем обесцениваются. Так что не нужно говорить ребенку «нет» просто из-за неудобства, обдумывайте его.

2|| Будьте готовы для «да». В этом слове огромная сила. Сознательное «да» прекрасно.

3|| Читайте. Читайте все, что доставляет удовольствие и напоминает о необходимости сохранять спокойствие. Книги для родителей, книги о дзэне, все вдохновляющее.

 

4|| Оставляйте время для одиночества. Это помогает сохранять спокойствие.

5|| Делайте глубокий вдох. Никогда не наказывайте на эмоциях. Просто не делайте этого. Сначала сделайте «шаг в сторону», выйдите, послушайте музыку, сделайте что угодно, но сначала подышите глубоко и успокойтесь, прежде чем действовать.

6|| Рано вставайте. Иметь время только для себя больше чем необходимо.

7|| Ложитесь спать раньше. Быть полностью отдохнувшим – ключевой момент в деле спокойствия. Нельзя быть хорошим родителем, будучи слишком уставшим, чтобы думать, искать творческие пути решения проблем и игнорировать какие-то мелочи.

8|| Заведите хобби. Это может быть чтение, ведение блога, шитье, вязание, кулинария и что угодно, наполняющее жизнь смыслом и радостью.

 

9|| Подбадривайте себя действием. Это может быть любая самая любимая вещь, которую вы обязательно будете делать каждый день. Кофе? Танцы? Прогулка?

10|| Не обращайте внимание на мелочи. Контролировать и осуждать каждый шаг детей, значит только наполнять дом беспокойством и стрессом.

11|| Мыслите масштабно. Какая-то неприятность это лишь мазок на общей картине вашего семейного счастья, а не трагедия местного масштаба.

12|| Убирайтесь и чистите. Как только дети начинают вести себя плохо, сбрасывайте стресс, убираясь или что-то отчищая. Это намного более продуктивно, чем ссора.

13|| Проговаривайте свою персональную мантру для успокоения. Их может быть много.

 

14|| Физические упражнения, ходьба, йога. Что угодно, чтобы чувствовать себя лучше.

15|| Замедляйтесь. Не планируйте очень много вещей разом, делайте все поочередно.

16|| Позволяйте себе подурачиться. Расскажите анекдот, спойте песню, потанцуйте.

17|| Проговаривайте все проблемы. Спокойно, без криков.

18|| Будьте образцом для подражания. Если вы хотите, чтобы дети росли спокойными и уравновешенными, начните с себя.

19|| Перекусывайте. Часто раздражительность это результат низкого уровня сахара.

20|| Устанавливайте свои правила. Лимит на пользование компьютером и т.д. и т.п.Но не устанавливайте слишком много правил. Серьезно.

 

21|| Внесите изменения в свою повседневную жизнь. Сделать что-то необычное.

22|| Бывает достаточно не запланированно выйти на свежий воздух и стресс испарится.

23|| Будьте признательны. Напоминайте себе, насколько ваш ребенок особенный. Смакуйте какие-то моменты и воспоминания, будьте благодарны за время, проведенное с ребенком.

 

24|| Укрепляйте свой дух. Молитвой или медитацией. Горячей ванной перед сном.

25|| Когда все остальное терпит неудачу, просто обнимитесь. И вообще обнимайтесь как можно больше.


Как бороться с подростковым эгоизмом?

Занимательный факт: наиболее ярко эгоизм проявляется в возрасте 12-14 лет и в старости.

 

Это значит, что в целом подростковый эгоизм не является чем-то сродни пожару. Чаще всего он не требует принятия неотложных мер по его искоренению. Это качество, нормальное для данного периода развития личности.

Посмотрите на мир глазами подростка. Уникальность, неповторимость своей личности, только-только осознанная им, вступает в конфликт со страстным желанием добиться признания, одобрения, для чего, с точки зрения подростка, нужно быть «таким, как все».

Мир для подростка – это, прежде всего, круг его сверстников.

При каждой встрече со сверстниками он чувствует себя объектом оценки. Все только и делают, что смотрят на него; обсуждают, как он выглядит, во что одет, как он ведет себя, что сказал, как ответил. Особенно девочки: они критикуют каждую мелочь. Ощущение, что ты можешь показаться смешным (немодным, некрасивым, «не таким, как все»), что все в тебе не так, как надо, воистину мучительно.

Подростки справляются с ситуацией по-разному. Кто-то избегает общества, находит отдушину в компьютерных играх и общении в социальных сетях . Другие ведут себя нарочито вызывающе, утверждают себя через лидерство. Некоторые буквально «прилипают» к зеркалу, прихорашиваясь и оглядывая себя.

Согласитесь, что такое поведение способно вызвать разве что улыбку.

И все-таки многих родителей сильно беспокоит проблема подросткового эгоизма.

 

Неприятно, когда подросток отказывается выполнять работу по дому, не считается с потребностями других членов семьи.

Коробит, когда он забывает поздравить родных с праздником, грубо обращается с малышами, пренебрежительно разговаривает с родителями.

Возмущает, когда он демонстративно делает только то, что сам считает нужным, ведет себя откровенно нагло и бессовестно, считает, что все ему должны.

Крайнее проявление эгоизма, так называемый эгоцентризм, — это уже не норма.

ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?

Причинами могут быть ошибки в воспитании. Известно, что все негативное, что было заложено в детстве, в подростковом периоде проявляется особенно ярко.

Очень часто эгоизм соседствует с инфантилизмом, который взрастили сами родители. В детстве они не предоставляли ребенку возможности заботиться о других, не воспитывали способность к сочувствию. В жизненном опыте ребенка не было ситуаций, когда ему самому нужно было принимать решения, действовать.

Чему же удивляться, когда ребенок начинает воспринимать заботу родителей как нечто «само собой разумеющееся». И когда в подростковом возрасте родители меняют схему поведения – обижается и думает, что родители ему должны.

Не способствует развитию положительных качеств и социальное неравенство, направленность общества на материальные блага; подростки очень ранимы в этом отношении.

Нередко среди сверстников авторитетами считаются самые наглые, бессовестные ребята, доминирует лозунг «нападение – лучшая защита».

Принципы «прав тот, кто сильнее», «бери от жизни все» ярко демонстрируется в СМИ, компьютерных играх.

Подросток переоценивает родителей, их жизнь, их социальные роли в соответствии с установками, которые кажутся ему истинными. Если родители резко не вписываются в его «идеальную схему», конфликт неизбежен, и его острота может выразиться в обострении эгоистических выходок.

КАК ВЗРОСЛЫЕ УСИЛИВАЮТ ПОДРОСТКОВЫЙ ЭГОИЗМ

Иногда достаточно простых профилактических мер, чтобы эгоизм не получил почвы для развития.

  1. Родителям самим не нужно преувеличивать значение личности подростка. Его ранимость совсем не повод замалчивать недостатки. Хвалить тоже нужно за дело, и ставить при этом планку – «ты можешь лучше».

2. Не стоит навязывать подростку свои собственные желания, модели поведения. Это допустимо только в том случае, если они напрямую связаны с его жизнью и здоровьем.

3. Не нужно выполнять никаких домашних дел за него. Уже у младшего школьника должны быть хозяйственные поручения, которые он делает постоянно, без напоминаний. Подросток – почти взрослый человек, и его обязанности намного серьезнее и ответственнее. Очертить круг домашних дел и требовать их неукоснительного выполнения – вот правильный метод воспитания.

4. Подкуп за отметки, за выполнение домашних дел недопустим!

5. Личный пример трудно переоценить. Если сами родители эгоцентричны, их стиль жизни подразумевает использование окружающих людей для собственной выгоды (выгоды семьи), не стоит удивляться поведению подростка.

КОГДА БИТЬ ТРЕВОГУ?

Следует обратить внимание на проблему и принять меры, если:

— Нечуткость, неотзывчивость становятся чертами характера подростка.

— В любом деле он заботится только о собственной выгоде.

— Его личные интересы узки, он зациклен на себе, своей внешности.

— Он тщеславен, стремиться работать «напоказ».

— В повседневной жизни он обособлен от семьи, не разделяет ни общих дел, ни общих развлечений.

— Подросток постоянно отказывается от выполнения поручений, отлынивает от домашних дел.

ЧТО ЕЩЕ МОЖНО ПРЕДПРИНЯТЬ

+ Расспрашивая подростка о его друзьях, одноклассниках, старайтесь выяснить их положительные черты. Поощряйте позитивные оценки людей и окружающего мира.

+ Расширяйте круг общения подростка. В обществе сверстников эгоизм не приветствуется.

+ Умерьте свою воспитательную активность! Отойдите от роли утреннего будильника, перестаньте напоминать о домашнем задании и прочих вещах, находящихся в его компетенции. Этим вы убьете двух зайцев. Вы дадите понять подростку, что он не центр вселенной под названием Семья. Вы научите его быть ответственным. Он должен набить собственные шишки, чтобы стать взрослым.

Но если вдруг, вы понимаете, что самостоятельно не справляетесь и вам нужна помощь, то специалисты отделения психолого-педагогической помощи семьям с детьми, включающее службу экстренной психологической помощи по телефону Центра рады вам помочь (531-72-45)


Беспорядок в пространстве подростка: проблема или закономерность?

 

В большинстве семей родители стараются выделить детям-подросткам личное пространство. Многие мамы и папы в детстве о таком могли только мечтать, и кажется, им бы в голову тогда не пришло превращать этот уголок в мир хаоса и погрома. Однако, пространство вокруг современного тинейджера приводит его родителей, мягко говоря, в недоумение.

Тот факт, что с этим сталкиваются большинство мам и пап, вызывает подозрение, что проблема не в конкретном ребенке, а в общих возрастных особенностях. Осознание этого уже значительно облегчает восприятие ситуации. Что же говорят специалисты?

Психологи утверждают, что такое поведение является абсолютной нормой, и бороться с этим явлением не имеет смысла. Подростковый возраст — это этап вхождения во взрослый мир, обучение его правилам и законам. А личная комната — это экспериментальная площадка, где можно ставить опыты.

ППричины бардака в комнате

Подросток вечно слышит от учителей и родителей, что должен уметь принимать решения, делать правильный выбор, нести ответственность. И он учится этому на предоставленной ему территории.

«Должен принимать решение сам? Как скажете, почему бы мне не скинуть все книги в кучу на полу — мне кажется это удобным».

«Делать правильный выбор? Думаю, важнее для меня срочно позвонить подружке и рассказать важные новости, а грязную посуду на кухню я унесу потом. Не идти ведь, ради одной кружки, через всю квартиру».

Когда вы призываете сына или дочь навести порядок в комнате, то они воспринимают это как подчинение правилам, ведь речь идет о наведении порядка именно в вашем понимании.

Беспорядок в комнате подростка может быть связан с состоянием влюбленности —он весь в своих переживаниях, поэтому не может больше ни о чем думать.

Наведению порядка в комнате могут мешать проблемы в отношениях со сверстниками или беспокойство по поводу внешности. Иногда беспорядок —это способ быть услышанным или замеченным.

Если у родителей нет привычки убирать вещи на место, мыть посуду за собой, убирать постель, держать документы в порядке, то, скорее всего, ребенок будет обращаться со своими вещами так же — небрежно и неаккуратно.

Наводим порядок?

 

Легко догадаться, что будет, если заботливые родители начнут сами наводить в комнате ребенка порядок. Для этого достаточно поменяться с ним местами. Каково было бы вам, если бы на вашем рабочем столе или в сумке кто-то покопался? Не очень приятное чувство. Так и ребенок первые несколько раз испытает возмущение и обиду, а если такое происходит регулярно, то очень вероятно, что в будущем он получит проблемы со способностью отстаивать личные границы.

Выходит, что тинейджерский беспорядок — это норма, и даже в определенной степени он нужен для его развития.

Конечно, это не означает, что его нужно поощрять. Но вполне достаточно будет оставить в покое и предоставить возможность следить за своим личным пространством самостоятельно. Это тяжелая рекомендация. Родителям все-таки сложно наблюдать такие явления в своем жилище.

ЧЧто можно сделать, чтоб облегчить жизнь с подростком:

  • 1. демонстрировать собственным примером, какие преимущества влечет за собой поддержание порядка;
  • 2. приглашать в гости его друзей — это может замотивировать его к уборке;
  • 3. предложить вместе перебрать какие-то общие вещи, и рассказать в процессе основные принципы хранения, сортировки и организации пространства.

Некоторым подросткам можно предложить прочитать книгу по организации пространства — она может их сильно увлечь, но не стоит рассчитывать, что это обязательно поможет.

На осознание необходимости поддерживать порядок каждому подростку требуется время.

Как бы мы ни хотели ускорить этот процесс, лучше в него не вмешиваться. Позвольте своему ребенку прийти к этому самостоятельно, и тогда навык в сотни раз лучше укоренится в его голове. Как задачка по физике, которую можно списать из решебника, а можно понять самостоятельно. Формально результат один — решение в тетради, однако в действительности какая большая разница!

Портал для родителей https://www.ya-roditel.ru


 

Почему важно всегда быть на стороне своего ребенка

Современные родители о развитии детей знают намного больше, чем их бабушки и дедушки. Горы прочитанных книг по воспитанию, изучение советов детских психологов дают хорошую теоретическую базу, но применять знания на практике сложно, особенно когда речь идет о конфликте. Как родителям понять, когда необходимо встать на сторону ребенка?

ЧЧто значит быть на стороне ребенка?

 

Желание быть «на стороне ребенка» естественно, особенно когда поступки чада правильны и логичны, когда общение с ним приносит удовольствие. Но это необходимо и тогда, когда он грубит и отталкивает, проявляет агрессию и протест, когда его действия доводят до отчаяния. Чаще всего сложные ситуации связаны не только с ребенком, но и с позицией родителей, воспитателей, учителей, не готовых встать на его сторону.

Семья ребенку должна давать ощущение уверенности и опоры, где можно рассчитывать на справедливость и совет. Мама и папа не только помогают и поддерживают, а применяют дисциплинарные санкции, но не лишают любви. Взрослые огорчены проступком чада, но не им самим – это ребенок должен понимать. Примером подобного поведения может служить сцена из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше», где мама спокойно объясняет Малышу, что боится за его жизнь, что огорчена его опасной прогулкой по крыше. Она «за него», поэтому Малыш успокаивается, осознавая свою значимость и ценность для родителей.

Почему родителям бывает трудно защищать детей?

 

В любом конфликте сыну или дочке нужна уверенность, что родители за него заступятся. Поддержка безусловна, «градус вины» на нее не влияет. «Разбор полетов» подождет до дома, где в спокойной обстановке, без посторонних, выяснить, кто был прав и не прав, и вместе продумать приемлемые выходы из подобных споров.

Бывает, что на практике мамы и папы не могут встать на защиту ребенка, когда его незаслуженно отчитывают за беготню или громкий смех. Они мысленно готовят «правильный» ответ обидчикам, но раз за разом пасуют. В этом случае во взрослом проявляется внутренний ребенок, которого ругает «настоящий взрослый» (учитель, воспитатель). Страшно, что назовут плохим мальчишкой или скверной девчонкой, что осудят и посчитают неугодным. Такие ощущения характерны для людей, чьи родители не уделяли должного внимания их проблемам, не заступались, ругали и наказывали в присутствии посторонних. Строить отношения с позиции значимого взрослого по другой модели, которая отличается от усвоенной в детстве, тяжело. Для изменений нужны усилия и огромное желание быть на стороне ребенка.

Придется осознать, что вы — взрослый человек, способный дать отпор, что вы несете ответственность перед своим ребенком, который нуждается в защите и поддержке.

Как действовать в спорной ситуации с посторонним взрослым

  1. Отвечать на оскорбления только в том случае, если того требует ситуация. Держать себя в руках.
  2. Конфликт не следует раздувать, грубить каждому, кто сделал ребенку замечание. Если малыш пропустил слова обидчика «мимо ушей», не заметил и никак не отреагировал, то стоит сделать то же самое и промолчать. Если ребенок явно обижен, расстроен, испуган замечаниями постороннего человека, то необходимо вмешаться и показать, что вы защитите дитя от несправедливых обвинений.
  3. Научить ребенка правильному ведению подобных диалогов.

Нужно ли заступаться за ребенка-дошкольника в конфликтах с другими детьми?

  1. Однозначного ответа нет. Конфликты малышей дошкольного возраста не требуют вмешательства, если не несут угрозы жизни и здоровью. Ссоры из-за совочка в песочнице или машинки возникают и угасают каждые 5-10 минут: дети учатся взаимодействию в коллективе.
  2. Если у ребенка отобрали из рук его любимую игрушку, и он голосит на весь двор, или его толкают на горке – придется вмешаться. Корректно и мягко предложить детям выход из ситуации: поменяться игрушками, кататься с горки по очереди. Втягивать в ссору других взрослых только в крайнем случае.

ККак защищать ребенка-школьника в конфликтах с другими детьми? Как узнать, когда пора вмешаться?

  1. Если ребенка явно что-то беспокоит, он отказывается идти в школу - откровенно поговорите с ним. Расскажите о своей тревоге, готовности помочь. Убедите ребенка, что вы на его стороне.
  2. Оцените ситуацию объективно. Если конфликт со сверстниками под силу разрешить самому ребенку — не предпринимайте активных действий. Ребенок сможет дать отпор, последовав вашим советам – вместе разработайте план действий.
  3. Если ситуация на ваш взгляд «простая», но ребенок просит помощи, не может сам за себя постоять – не отмахивайтесь: подумайте, как аккуратно можете помочь.
  4. Если ребенка систематически унижают, осмеивают, портят и прячут вещи, бьют – вмешательство необходимо. Поговорите с учителем и родителями обидчиков.

Важно действовать осторожно, чтобы не ухудшить ситуацию. Прямые нравоучения или угрозы обидчикам могут вызвать еще больше насмешек. Ваш ребенок увидит, что после вмешательства родителей стало только хуже, и замкнется.

Конфликты ребенок-учитель

Отношения между учащимися и педагогами бывают накаленными, наполненными жестокостью с обеих сторон. Учителя позволяют себе оскорбления, унизительные высказывания, необъективное занижение оценок, рукоприкладство. Школьники «троллят» педагогов, хамят, бранятся, мешают учебному процессу. Разрешения таких конфликтов требует особой деликатности и тщательности.

  • Не затягивайте конфликт. Ребенок жалуется на грубость учителя, несправедливость в оценках – принимайте меры. Фразы «учитель всегда прав», «как ты смеешь так говорить о педагоге» делу не помогут.
  • Поговорите с учителем с глазу на глаз, попросите оценить действия вашего ребенка, вызывающие недовольство.
  • Избегайте эмоциональной окраски разговора. Не прогибайтесь и не хамите, постарайтесь вывести разговор в конструктивное русло, «четко и по делу».
  • Выясните четкие пожелания по вопросам дисциплины и успеваемости.
  • Дома расскажите ребенку о разговоре с учителем. Не обвиняйте и не поучайте. Спокойно изложите пожелания педагога и выясните, готов ли ребенок им следовать. Если нет – выясните причину, выразите готовность помочь. Например, запущенные пробелы в знаниях можно восполнить на занятиях с репетитором. Конфликтная ситуация часто решается, когда ребенок приходит на урок подготовленным, соблюдает правила поведения, не мешает учебному процессу.

Если конфликт продолжается, а разговоры с учителем не исправляют ситуацию, обратитесь за помощью к одноклассникам ребенка или их родителям. Если выяснилось, что к вашему чаду придираются – привлекайте завуча и директора.


Как научить ребёнка слушаться без слёз и капризов

 

В воспитании детей нет абсолютных решений. У каждого ребенка свой характер и мамам приходится проявлять креативность в попытках убедить его, что надо сделать так, как говорит мама. Чтобы повысить эффективность общения со своими детьми, предлагаем воспользоваться рядом простых техник, которые проверила на своем опыте Сью Бивер, практикующий мастер НЛП, автор системы «Счастливы дети – счастливы вы» и одноименной книги.

🔺 1. Превратите «Не делай так» в «Сделай так»Не убегай! Не кусайся! – говорим мы, а ребенок продолжает делать, что делал.

Предложите ребенку вариант действия, который вам по душе.Пример:Не таскай печенье из коробки! — Возьми яблоко или Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол, и мы вместе попьем чай с печеньем.Не разговаривай с набитым ртом! — Скажи, когда прожуешь. Тогда я смогу понять, что ты мне хочешь сказать.В некоторых случаях можно бросить ребенку вызов «Докажи, что я не прав» — «Спорим, я оденусь быстрее, чем ты».

🔺 2. Превратите «Прекрати» в «Продолжай»Воспользуйтесь этой техникой, если вам не приходит в голову альтернатива действиям ребенка.

Пример:Прекрати кусаться! — У тебя чешутся зубки? Хочется кусаться? Вот тебе морковка. Кусай ее.Перестань рисовать на стенах! — Вот тебе лист бумаги, рисуй здесь.

🔺 3. Предлагайте действенный выбор

Есть такие моменты, когда вы уверены, что ребенок скажет «нет»? Предложив выбор, вы даете ему ощущение сопричастности, и понимание, что его желания и потребности уважаются и учитываются.

Пример:Надо одеться. — Ты сегодня сам(-а) выберешь, что надеть, или мне выбрать?Время обедать. Садись за стол. — Ты сегодня сядешь рядом со мной или с папой?Пора ложиться спать. — Какую тебе сказку почитать перед сном – про Красную Шапочку или Трех Поросят?

🔺 4. Получите согласие

Повседневную рутину в виде мытья посуды, похода в магазин и т.п. выполнять гораздо легче, если сфокусироваться на позитивных результатах от этих действий. Мытье посуды сделает нашу кухню чистой и опрятной, после похода в магазин в доме появится еда. Также и с детьми – если ребенок будет понимать, что даст ему данное действие, он выполнит его с большим интересом.

Пример:Убери игрушки. — Убери с пола игрушки, и мы сможем потанцевать вместе.Сделай уроки! — Если быстро справишься с уроками, сможешь с друзьями пойти покататься на роликах/пойти поесть мороженое/сходим в кино и т.п.

🔺 5. Опуститесь на их уровень

В ситуациях, когда ребенок вас игнорирует, опуститесь на его уровень – так, чтобы ваши лица находились на одном уровне, присядьте или возьмите на руки. Тем самым вы продемонстрируете ребенку свою готовность войти в его мир.

Пример:Ребенок сидит за столом, но не ест, а играется с едой. Вы готовите ужин, периодически напоминая ему, что сидеть нужно ровно, что есть следует ложкой/вилкой и т.п. Ребенок вас игнорирует. Сев рядом с ним, вы заметите, что он поглощен своей игрой и возможно вас просто не слышит. Сядьте рядом, установите зрительный контакт и объясните, что еду надо есть ложкой.

🔺 6. Подвиньтесь

Если вы находитесь лицом к лицу с кем-то, это может трактоваться либо как тесная связь, либо конфронтация. Если же вы находитесь бок о бок, то такая ситуация интерпретируется как равноправные отношения. Если вы почувствовали ситуацию противостояния с ребенком, подвиньтесь и займите боковую позицию, разорвав зрительный контакт.

 

🔺 7. Присоединитесь к его деятельности

Ребенок поглощен своей деятельностью, а вам надо ему что-то сказать. Опуститесь на его уровень и подвиньтесь, проявите интерес, к тому, чем он увлечен. Прочувствуйте ситуацию, прокомментируйте, включитесь в его деятельность. Такие регулярные «включения» — прекрасный способ развивать ваши отношения.

Пример:Вы зовете ребенка ужинать. Он вас игнорирует, повторяя «Сейчас». Посмотрите, чем заняты сын или дочь, помогите закончить ими начатое. Будь-то укладывание кукол или парковка машинного парка.

Испробовав методы на практике, вы научитесь применять их в комплексе. В их применении будьте последовательны и не забывайте подкреплять слова делом. Помните о соответствии, чтобы ваши посылы детям были однозначны.

Примеры:«Суп едят вот так…» и несете ложку с супом себе в рот. «Говори со мной нормальным тоном» произносите действительно «нормальным» тоном, а не повышенным.

Обязательно хвалите своих детей. Но делайте это эффективно. Не просто «Молодец!». Подмечайте, как действия ребенка приводят к хорошим результатам и какие его качества при этом были задействованы. Ребенок убрал свои игрушки? Скажите: Какая чистая комната (результат). Ты все свои игрушки сложил (действие). Молочинка! (качество). Только в такой последовательности малыш поймет, за что вы его похвалили.

 


Чему нужно научить ребёнка до 10 лет? Советы мамам

 

1. Девочки и мальчики равны, уважать нужно и тех и других.

Уважение — это качество, которое точно стоит привить ребенку. В том числе и уважение к сверстникам независимо от их пола.

2. Не бойся ошибаться.

Учиться на чужих ошибках — талант, который дается не всем. Важно уметь выносить пользу и из своих поражений. Научите ребенка не бояться проигрывать и допускать ошибки.

3. Оценки — это не главное. Главное — знания.

Сколько родителей ругают детей за каждую оценку, которая не соответствует их ожиданиям. Но ведь оценка не всегда показатель знаний. Может быть, ваш ребенок просто умело списывает. Заложите ему с детства мысль о том, что знания намного важнее оценок в дневнике.

4. Родители не враги, к ним всегда можно обратиться за помощью

Быть другом для своего ребенка получается не у всех, тем более у него уже есть друзья. И все, что требуется, — это хорошие родители, которые во всем знают меру. Покажите ребенку, что вам можно доверять. Нравоучительный тон или крики не самый подходящий для этого способ.

5. Не делай то, что не нравится, чтобы заслужить одобрение других

Ребенок не всегда понимает, что популярность — это не главное в жизни, и стремится всеми силами ее заполучить. Покажите своим примером, что важнее быть честным и порядочным, чем добиваться расположения других людей, переступая через свои принципы.


К

Полезные советы родителям двухлеток

Вот вашему малышу уже и 2 года. Он проявляет самостоятельность. Старается подражать вам во всем. Ваш ребенок возможно уже общается с вами, пока еще отдельными, словами и короткими фразами. Зачастую посторонним совсем непонятен язык вашего крохи, но вы уже все понимаете, что он хочет вам сказать. Эмоционально ребенок 2 лет развит очень хорошо. Он знает, чего хочет, его мысли стали более сосредоточенные, поэтому обиды, истерики и взрывы радостных эмоций постоянно чередуют друг друга.

  1. Общайтесь со своим ребенком как можно больше.

Общение с ребенком – это, прежде всего, обучение родному языку. Поэтому, чем больше вы с малышом говорите, тем грамотней он становится. Ваш ребенок 2 лет уже хорошо понимает большее количество слов. Поэтому, если он делает что-то не так не надо кричать на него. Постарайтесь ребенку объяснить, почему мама/папа не хочет, чтобы он/она это делал. Приучайте вашего ребенка к диалогу. Это очень поможет вам в будущем.

2. Развивающие игры для детей 2 лет.

В этом возрасте ваш малыш интуитивно очень подвижный. Но двигательная активность у разных детей проявляется по-разному. Очень часто это может проявляться в ломании и крушении всего вокруг. Задача родителей направить эту неуемную энергию в нужное

русло. Детская гимнастика, танцы под музыку и многие другие подвижные занятия помогут развлечь и развить вашего ребенка.

3. Учите ребенка играть с другими детьми.

С возраста 2 лет, ребенок из наблюдателя постепенно превращается в активного участника разных совместных игр с другими детьми. Он уже принимает живое участие в ролевых играх более взрослых детей. На данном этапе родители должны помочь малышу влиться в коллектив. Поощряйте хорошее позитивное поведение вашего малыша с другими детьми. И ограждайте его/ ее от агрессивного поведения других детей. Не стоит думать, что малыши разберутся сами в конфликтных ситуациях.

4. Расширяйте словарный запас вашего малыша.

Ваш ребенок понимает уже много слов, возможно еще не все слова может сказать. Но вы должны все время расширять его словарный запас. Если вы гуляете с ребенком и видите какой-то интересный новый предмет, вы можете рассказать малышу о нем. Несколько раз назовите предмет, и опишите его простыми словами, с которыми ваш ребенок уже знаком. Так день за днем ваш ребенок собирает все больше и больше сведений об окружающем его мире.

5. Познакомьте вашего малыша с музыкой.

Конечно же, ваш ребенок уже знаком с музыкой. Он ее часто слышит. Возраст 2 года идеально подходит для начала музыкального образования. Давайте малышам слушать музыкальные отрывки и отдельные ноты. Методом постоянного повторения они запомнят основу музыкальной грамоты.

6. Считайте предметы с вашим ребенком.

Старайтесь считать с малышом все подряд: игрушки деревья, дома, машины и т.д. Показывайте ребенку разные картинки с одинаковыми или разными предметами и считайте их вместе. Это способствует развитию математических способностей вашего ребенка.

7. Обращайте внимание ребенка на цвета предметов.

Для развития визуального восприятия, когда говорите с ребенком, всегда обращайте его внимание на цвет предмета.

8. Обращайте внимание ребенка на определение предмета - «какой?».

В этом возрасте ребенок уже может определить свойства предмета: большой – маленький, холодный – горячий, темный – светлый, деревянный и т.д. Поэтому, когда описываете новый предмет давайте ему точное определение, какой он.

9. Пресекайте агрессивное поведение по отношению к другим детям и взрослым.

Агрессивное поведение ребенка неприемлемо. Поэтому задача родителя пресекать такие проявления. Необходимо объяснить ребенку, что так делать нельзя. Ни в коем случае не смейтесь и не поощряйте, когда ваш ребенок начинает агрессивно себя вести. То, что вам сейчас кажется забавным, потом может стать причиной многих неприятностей.

10. Показывайте своему малышу, что вы его очень любите. Ваш малыш нуждается в вашей любви и заботе.


РОДИТЕЛЬСКИЕ УБЕЖДЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПОРТЯТ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ

НЕВЕРНО:

Родители приспосабливают свою жизнь к ребенку

Вы все время спрашиваете ребенка, где он хочет спать, что хочет есть или сами пытаетесь догадаться, что ему лучше. Получается, что взрослые следуют за ребенком, а не наоборот. Часто бывает, что ребенок «ведет» за собой сразу четырех взрослых – маму, папу, бабушку и дедушку.

Ребенку это невыносимо тяжело. Это стопроцентная гарантия неврозов. Его ресурсы быстро истощаются, он начинает капризничать на ровном месте, становится агрессивным, плохо спит, плохо ест.

ВЕРНО:

Ребенок должен приспосабливаться к родителям

Ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления о том, как этот мир устроен. Ребенок готов приспособиться к любой жизни – в юрте кочевников или в замке аристократов.
Это модель «мама-утка и утята» – утята всегда идут за уткой, а не наоборот. Это мы унаследовали от биологии. Детеныш физически, физиологически и психически приспособлен следовать за самкой. Или за обоими родителями – там, где воспитание осуществляется совместно, как у человека.
Наши дети готовы приспособиться ко всему, кроме одного – когда их заставляют играть не их роль. До предподросткового возраста их роль – это роль «утенка», который идет за мамой-уткой.
_____________________

НЕВЕРНО:

Воспитывать детей «по Мурашовой» или по другим экспертам

Эксперты – это психологи, знающие родственники, опытные мамы. В определенной ситуации они могут помочь. Но нельзя слепо следовать всем советам, воспитывать детей «по Мурашовой» или «по Гиппенрейтер». Потому что есть то, что нельзя просчитать, – особенности их жизни и менталитета. Эксперты – это люди со своей историей. Кто-то пережил блокаду и голод и поэтому считает, что детей надо усиленно кутать и кормить до отвала, у кого-то другая личная история, и он будет ее транслировать.

ВЕРНО:

Опираться надо на себя – на свои желания, на то, что нам удобно

Никакой эксперт не знает, что лучше лично для вас, кроме вас самих. Делайте так, как удобно вам! Кладите ребенка спать там, где вам удобно – хоть в чемодане в коридоре. Играйте в те игры, которые вам нравятся. Помните, вы – мама-утка, и ребенок должен к вам приспосабливаться, а не наоборот.
_____________________

НЕВЕРНО:

Когда родитель посвящает время себе, это время он отнимает у ребенка

Вы идете с подругой в кино, вместо того чтобы собирать с сыном конструктор? Вы считаете, что должны играть с ребенком всегда, когда он попросит? Уверены, что хорошая мать не лежит в ванной, а складывает пирамидки? Нет! Это изматывающая идея.

ВЕРНО:

Чтобы у родителей были силы на детей, им надо восполнять свои ресурсы

Воспитание ребенка требует от родителей эмоциональных и энергетических затрат. Чтобы потратить что-то на ребенка, нужно это что-то где-то взять. Если мы нигде не берем, то вскоре у нас ничего не останется. И от этого плохо будет в первую очередь ребенку. Это закон Ломоносова-Лавуазье - если где-то прибавилось, значит где-то что-то убавилось.
_____________________

НЕВЕРНО:

Надо заниматься с ребенком «полезными» занятиями, даже если вам это не нравится

Вот вы делали с ним аппликации и картины с крупой, а потом вам надоело? Как быть? Ведь ребенок требует продолжения! И вы, сцепив зубы, продолжаете клеить и резать. Перестаньте делать то, что вам не нравится!

 

ВЕРНО:

Занимайтесь с ребенком только тем, что вам нравится

Если вам что-то надоело, не хочется или не нравится делать с ребенком – не делайте!
Надоело лепить – не лепите. Не хотите катать машинки - не катайте. Допустим, вам нравится огонь и вода – налейте в ванну воду и запустите туда свечи. Любой ребенок будет в восторге.
Делать с ребенком только то, что вам интересно – это единственное, что по-настоящему нужно вашим детям.
_____________________

НЕВЕРНО:

Считать себя обязанным радоваться детским рисункам и поделкам

Вас по-настоящему радует двадцать пятый рисунок ребенка? Это мы их научили, что рисунки и поделки – единственное, что ребенок может сделать для родителей. При этом наши дети не знают, что мама пьет чай со сливками, дедушка заваривает два пакетика, а папа не кладет сахар. Почему? Потому что мы их этому не учим.

ВЕРНО:

Расскажите ребенку о том, что вас действительно радует

Дети хотят нас радовать, но не знают как. Научите его варить кофе, делать чай с мятой, приносить плед, когда вы садитесь на диван.
_____________________

НЕВЕРНО:

Вам должно быть все время интересно со своим ребенком

Считается, что если вам неинтересно, то вы плохой родитель. Это ерунда.

ВЕРНО:

Вам должно быть интересно с самим собой

Тогда детям будет интересно с вами. Увлеченный человек притягивает других.
_____________________

НЕВЕРНО:

Вы должны стать другом своему ребенку

У вас были сложные отношения с матерью, и теперь вы хотите стать подругой своей дочери? Рассказывать друг другу все на свете? Это иллюзия.

ВЕРНО:

Взрослые и дети не равны

Вы не можете быть равным трехлетнему ребенку. Но можно дружить с подростком. Если у вас это получится – это очень круто.

_____________________

НЕВЕРНО:

Ребенка надо все время развлекать
Это истощает и наши ресурсы, и его.

ВЕРНО:

Ребенка нельзя отдать во все интересные кружки сразу

С ним нельзя поиграть во все игры, нарисовать все картины, решить все головоломки. Никто не может этого сделать – ни вы, ни я, никто.
_____________________

НЕВЕРНО:

Счастливое детство зависит от количества денег, братьев и сестер, игрушек и т.д.

Ребенок, у которого много игрушек, счастливее ребенка, у которого ничего нет?
Ребенок в полной семье обязательно более счастлив, чем в неполной? Ребенку для счастья нужны братья и сестры? Собака? Нет, нет и нет.

ВЕРНО:

Количество чего бы то ни было не имеет значения. Главное – увлеченные люди вокруг

Единственное, что нужно ребенку, чтобы он вырос в гармонии, – это чтобы в поле его зрения был хотя бы один человек «на своем месте». Такой человек нашел себя и считает, что мир в целом прекрасен. Ребенок видит это и растет спокойным. Если самые главные люди в его жизни находятся в мире на своем месте – значит и он найдет себе место, когда вырастет. Если вы работаете в банке и любите свою работу – приведите туда ребенка. Банк – это очень интересно! Если у вас с профессией не сложилось, покажите им кого-то увлеченного.
_____________________

НЕВЕРНО:

Чтобы ребенок стал успешным, его надо «подкинуть повыше» - водить на развивалки, теннис и три языка

Родители представляют мир, как пирамиду, и пытаются «подкинуть» ребенка повыше.
Это естественное желание. Но родители то его подкинули, а его место может быть совсем не там, а где-то сбоку. Наверху он может стать кем угодно, но он никогда не встанет на свое место, не «загорится».

ВЕРНО:

Люди могут построить гармоничную жизнь в очень большом диапазоне возможностей

Мир больше похож на новогоднюю елку, на которой висит гирлянда с лампочками.
Каждая лампочка – это человек, который нашел себя. Лампочка может висеть внизу, в центре, сбоку, наверху – это все равно. Когда человек на своем месте – он светится!


 

К